Страница логопеда
Учитель-логопед
Бурмутская Елена Юрьевна
Как много надо потрудиться,
Чтобы р-р-рычать красиво научиться,
Чтоб, как змея, ш-ш-шипеть притворно,
Как жук, ж-ж-ужать задорно.
С протяжным л-л-л летать, как самолет,
Как злой комар, з-з-звеня отправиться в полет.
Фальшивый звук с трудом «сдается»,
А правильный никак не удаётся..
И каждую фонему надо отточить,
В слогах, в словах и в тексте закрепить.
И только так! Никак иначе!
Речь станет правильней, красивей и богаче.
1. Занимаемая должность: учитель-логопед
2. Общие сведения
Ф.И.О.: Бурмутская Елена Юрьевна
Электронная почта: 15_elena_1992@mail.ru
3. Образование
Ставропольский Государственный Педагогический Институт
Специальность: логопедия, олигофренопедагогика
Квалификация: учитель-логопед, учитель-олигофренопедагог
Факультет: специальной педагогики
Квалификационная категория: соответствует занимаемой должности.
4. Список публикаций: «Взаимодействие учителя начальных классов и учителя-логопеда с целью преодоления нарушений речи у детей младшего школьного возраста».
Документы логопеда
Уважаемые родители!
Занимаясь с логопедом, Ваш ребёнок научится правильно говорить, но вы должны знать, что успех и длительность занятий во многом зависит от тяжести нарушения и, конечно, от совместных усилий учителя-логопеда, ребенка и его родителей.
КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРОВОДИТСЯ В НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ:
1-й этап – подготовительный
- Разучивание артикуляционной гимнастики.
- Развитие фонематического слуха.
- Отработка опорных звуков.
2-й этап – постановка звука.
3-й этап – автоматизация звука
- Начинаем с автоматизации звука в слогах.
- Затем автоматизация звука в словах.
- Далее автоматизация звука в предложениях.
- И автоматизация звука во фразовой речи.
4-й этап – дифференциация звуков (если у ребенка очень хорошо развит фонематический слух, то данный этап не требуется)
- Дифференциация звуков в слогах.
- Дифференциация звуков в словах.
- Дифференциация звуков в предложениях.
- Дифференциация звуков во фразовой речи.
5-й этап – введение звука в речь (нужен детям с тяжелыми нарушениями речи)
Подготовительный этап и этап автоматизации требуют длительного времени и тренировки. На подготовительном этапе нужно добиться правильного положения губ, языка, четкой смены артикуляционных поз. На этапе автоматизации для быстрого, свободного, четкого произношения звука
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!
Правильная речь является важным условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
Для того, чтобы процесс адаптации к школе у ребенка проходил легче, к началу школьного обучения у ребёнка должны быть сформированы:
1.Высшие психические функции (внимание, восприятие, мышление, память).
2. Правильное звукопроизношение.
3. Представление о звуковой системе языка (умение различать звуки на слух (фонематический слух), умение определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ), умение самостоятельно придумывать слова на заданный звук (фонематические представления)).Не путайте букву со звуком. Звук это то, что мы слышим, буква, это что мы пишем.
4. В предложении первоклассник может назвать слова по порядку. Ребенок умеет отвечать на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делает?», «Какой?» и сам поставить вопросы к словам в предложении. 6-7-летний ребёнок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы.
5. Должна быть развита мелкая моторика кистей рук.
6. Умение ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве (право - лево).
7. Должен быть широкий кругозор (дни недели, времена года, месяцы, классификация и т.д.). Если устной речью ребенок овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть.
Проблема с почерком - довольно распространенная в начальной школе. Обучение письму - сложный вид работы для любого малыша. Исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта. Навыки письма вообще формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика, то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук.
Что делать в этом случае? Хорошая тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора с мелкими деталями, сборка головоломок Puzzle ("паззлов"), складывание узоров из мозаики или других мелких предметов - спичек, пуговиц, вырезание ножницами по контуру, нанизывание бусинок, перебирание крупы (например, горох с гречкой, рис с гречкой и другие варианты)
Заведите специальную тетрадь для упражнений, по которой ребенок будет следить за своими успехами. Главное- не заставляйте его просто писать как можно больше.
Можно подобрать интересные и забавные задания, развивающие зрительно-моторную координацию. Например, требуется прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их. Или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней - с внутренней стороны или с наружной. Штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку. Детям очень нравится рисовать по клеточкам под диктовку ("Одна клетка вправо, две влево и т.д.").
Но есть и более серьезные нарушения, когда школьнику трудно овладеть чтением и письмом.
Дети с этими нарушениями допускают ошибки при чтении: пропускают буквы, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются. При трудностях овладения письменной речи ребенок с трудом овладевают письмом: диктанты содержат множество грамматических ошибок. Он не используют заглавные буквы, знаки препинания, у него ужасный почерк, отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак), дописываю лишний элемент или, наоборот, пропускают.
Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание на то, как он понимает ваши словесные инструкции требования. Старайтесь выражать их чётко, немногословно, доброжелательно и спокойно. Ваши требования должны быть посильны для ребёнка. В собственной речи чётко проговаривайте окончания слов, дайте ребёнку возможность услышать изменения окончания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. Например, это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Миша рисовал, а Таня рисовала. Важно обращать внимание ребенка на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу - встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.; привлекать внимание ребенка к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов контекстной речи и изолированно, особенно сложных предлогов из-за, из-под - положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спинку и т.д. Для улучшения грамматического срой речи можно использовать речевые игры: «У меня синий шар, а что у тебя…», желтое яблоко, красная машина, 3 красных яблока, 7 красных яблок, 8 легковых машин, 9 воздушных шаров. Обращайте внимание ребёнка на процесс приготовления пищи, её качества, состав, продукты, из которых готовится блюдо. Например, как готовим: варим, жарим, печём, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет:зелёный, жёлтый
Самое главное: не берите на себя роль учителя. Не угнетайте ребенка своим превосходством, своими прошлыми школьными успехами. Лучше вспомните ваши трудности в обучении и, главное, как вы их преодолевали. Для успеха любого дела главное – доверительные взаимоотношения.
Артикуляционная гимнастика
Гимнастика, направленная на развитие органов речи называется артикуляционной.
Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственной постановкой звуков должен заниматься логопед!
Большая опасность заключается в том, что многие родители считают, что могут развить у ребенка правильное произношение путем повторения различных скороговорок.
Необходимо помнить о том, что сначала ребенок должен научиться правильно, произносить изолированные звуки, и лишь потом закреплять их в словах, в речи.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.Памятка учителю о дисграфических ошибках, допускаемых на письме учащимися.
1. Замены, пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам в устной речи ребёнка.
2. Замены букв, соответствующие фонетически близким звукам: свистящие-шипящие согласные(с-ш, з-ж), звонкие-глухие согласные (б-п, з-с, ж-ш, в-ф, г-к, д-т), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с).
3. Неправильное обозначение мягкости согласных на письме (пропуск мягкого знака).
4. Замены а-я, о-ё, у-ю, ы-и после твёрдых и мягких согласных.
5. Замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных (а-о, о-у, е-и).
6. Замены графически сходных букв (б-д, п-т, х-ж, и-у).
7. Пропуски согласных при их стечении (диктант - «диктат»).
8. Пропуски и добавления гласных (собака – «сбака»).
9. Перестановки букв (окно – «коно»).
10. Пропуски, добавления, перестановки слогов (комната – «комта», стакан – «ката»).
11. Слитное написание слов, особенно предлогов («удома»).
12. Раздельное написание одного слова («на ступила»).