Страница логопеда

Учитель-логопед 

Бурмутская Елена Юрьевна

Как много надо потрудиться,

Чтобы р-р-рычать красиво научиться,

Чтоб, как змея, ш-ш-шипеть притворно,

Как жук, ж-ж-ужать задорно.

С протяжным л-л-л летать, как самолет,

Как злой комар, з-з-звеня отправиться в полет.

Фальшивый звук с трудом «сдается»,

 А правильный никак не удаётся..

И каждую фонему надо отточить,

В слогах, в словах и в тексте закрепить.

И только так! Никак иначе!

Речь станет правильней, красивей и богаче.


1. Занимаемая должность: учитель-логопед

2. Общие сведения

Ф.И.О.: Бурмутская Елена Юрьевна

Электронная почта: 15_elena_1992@mail.ru

3. Образование

Ставропольский Государственный Педагогический Институт

Специальность: логопедия, олигофренопедагогика

Квалификация: учитель-логопед, учитель-олигофренопедагог

Факультет: специальной педагогики

Квалификационная категория: соответствует занимаемой должности.

4. Список публикаций: «Взаимодействие учителя начальных классов и учителя-логопеда с целью преодоления нарушений речи у детей младшего школьного возраста».


Документы логопеда

Уважаемые родители!

Занимаясь с логопедом, Ваш ребёнок научится правильно говорить, но вы должны знать, что успех и длительность занятий во многом зависит от тяжести нарушения и, конечно, от совместных усилий учителя-логопеда, ребенка и его родителей.

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРОВОДИТСЯ В НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ:

1-й этап – подготовительный

  • Разучивание артикуляционной гимнастики.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Отработка опорных звуков.

2-й этап – постановка звука.
3-й этап – автоматизация звука

  • Начинаем с автоматизации звука в слогах.
  • Затем автоматизация звука в словах.
  • Далее автоматизация звука в предложениях.
  • И автоматизация звука во фразовой речи.
    4-й этап – дифференциация звуков (если у ребенка очень хорошо развит фонематический слух, то данный этап не требуется)
  • Дифференциация звуков в слогах.
  • Дифференциация звуков в словах.
  • Дифференциация звуков в предложениях.
  • Дифференциация звуков во фразовой речи.

5-й этап – введение звука в речь (нужен детям с тяжелыми нарушениями речи)

Подготовительный этап и этап автоматизации требуют длительного времени и тренировки. На подготовительном этапе нужно добиться правильного положения губ, языка, четкой смены артикуляционных поз. На этапе автоматизации для быстрого, свободного, четкого произношения звука




СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Правильная речь является важным условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

Для того, чтобы процесс адаптации к школе у ребенка проходил легче, к началу школьного обучения у ребёнка должны быть сформированы:

1.Высшие психические функции (внимание, восприятие, мышление, память).

2. Правильное звукопроизношение.

3. Представление о звуковой системе языка (умение различать звуки на слух (фонематический слух), умение определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ), умение самостоятельно придумывать слова на заданный звук (фонематические представления)).Не путайте букву со звуком. Звук это то, что мы слышим, буква, это что мы пишем.

4. В предложении первоклассник может назвать слова по порядку. Ребенок умеет отвечать на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делает?», «Какой?» и сам поставить вопросы к словам в предложении. 6-7-летний ребёнок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы.

5. Должна быть развита мелкая моторика кистей рук.

6. Умение ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве (право - лево).

7. Должен быть широкий кругозор (дни недели, времена года, месяцы, классификация и т.д.). Если устной речью ребенок овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть.

Проблема с почерком - довольно распространенная в начальной школе. Обучение письму - сложный вид работы для любого малыша. Исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта. Навыки письма вообще формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика, то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук.

Что делать в этом случае? Хорошая тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора с мелкими деталями, сборка головоломок Puzzle ("паззлов"), складывание узоров из мозаики или других мелких предметов - спичек, пуговиц, вырезание ножницами по контуру, нанизывание бусинок, перебирание крупы (например, горох с гречкой, рис с гречкой и другие варианты)

Заведите специальную тетрадь для упражнений, по которой ребенок будет следить за своими успехами. Главное- не заставляйте его просто писать как можно больше.

Можно подобрать интересные и забавные задания, развивающие зрительно-моторную координацию. Например, требуется прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их. Или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней - с внутренней стороны или с наружной. Штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку. Детям очень нравится рисовать по клеточкам под диктовку ("Одна клетка вправо, две влево и т.д.").

Но есть и более серьезные нарушения, когда школьнику трудно овладеть чтением и письмом.

Дети с этими нарушениями допускают ошибки при чтении: пропускают буквы, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются. При трудностях овладения письменной речи ребенок с трудом овладевают письмом: диктанты содержат множество грамматических ошибок. Он не используют заглавные буквы, знаки препинания, у него ужасный почерк, отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак), дописываю лишний элемент или, наоборот, пропускают.

Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание на то, как он понимает ваши словесные инструкции требования. Старайтесь выражать их чётко, немногословно, доброжелательно и спокойно. Ваши требования должны быть посильны для ребёнка. В собственной речи чётко проговаривайте окончания слов, дайте ребёнку возможность услышать изменения окончания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. Например, это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Миша рисовал, а Таня рисовала. Важно обращать внимание ребенка на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу - встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.; привлекать внимание ребенка к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов контекстной речи и изолированно, особенно сложных предлогов из-за, из-под - положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спинку и т.д. Для улучшения грамматического срой речи можно использовать речевые игры: «У меня синий шар, а что у тебя…», желтое яблоко, красная машина, 3 красных яблока, 7 красных яблок, 8 легковых машин, 9 воздушных шаров. Обращайте внимание ребёнка на процесс приготовления пищи, её качества, состав, продукты, из которых готовится блюдо. Например, как готовим: варим, жарим, печём, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет:зелёный, жёлтый

Самое главное: не берите на себя роль учителя. Не угнетайте ребенка своим превосходством, своими прошлыми школьными успехами. Лучше вспомните ваши трудности в обучении и, главное, как вы их преодолевали. Для успеха любого дела главное – доверительные взаимоотношения.



Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи называется артикуляционной.

Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственной постановкой звуков должен заниматься логопед!

Большая опасность заключается в том, что многие родители считают, что могут развить у ребенка правильное произношение путем повторения различных скороговорок.

Необходимо помнить о том, что сначала ребенок должен научиться правильно, произносить изолированные звуки, и лишь потом закреплять их в словах, в речи.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.


Памятка учителю о дисграфических ошибках, допускаемых на письме учащимися.

1. Замены, пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам в устной речи ребёнка.

2. Замены букв, соответствующие фонетически близким звукам: свистящие-шипящие согласные(с-ш, з-ж), звонкие-глухие согласные (б-п, з-с, ж-ш, в-ф, г-к, д-т), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с).

3. Неправильное обозначение мягкости согласных на письме (пропуск мягкого знака).

4. Замены а-я, о-ё, у-ю, ы-и после твёрдых и мягких согласных.

5. Замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных (а-о, о-у, е-и).

6. Замены графически сходных букв (б-д, п-т, х-ж, и-у).

7. Пропуски согласных при их стечении (диктант - «диктат»).

8. Пропуски и добавления гласных (собака – «сбака»).

9. Перестановки букв (окно – «коно»).

10. Пропуски, добавления, перестановки слогов (комната – «комта», стакан – «ката»).

11. Слитное написание слов, особенно предлогов («удома»).

12. Раздельное написание одного слова («на ступила»).